Меню
.
Моя корзина
Сумма:
0 р.
Оформить заказ
Очистить корзину
В корзине пусто

«Мы нашу школу создавали не как коммерческую единицу, а как место, где детям может быть хорошо»

7 Июня 2019
Вкус праздника вместе с Teatone | 1 июня на Family Day
#бананотперекрестка | итоги розыгрыша на Family Day

У нас в гостях побывала Наталья Капируля, основатель и директор школы «Траектория Жизни».  

Наталья, хотелось бы начать беседу с истории о зарождении школы, услышать ее из первых уст. Почему возникла идея открыть школу и как эту идею реализовывали?

– Идея эта возникла давно, и возникла она не только у меня, но и у большого количества людей, которые задумываются о том, как сделать так, чтобы образование детей было действительно стоящим. Очень много подвижников и людей, работающих в системе образования или около образования, ищут способы сделать так, чтобы дети получили все самое лучшее, что мы можем им дать. Поскольку я в системе образования давно – так сложилось, что я родилась в педагогической семье, то с малых лет, самых-самых малых лет слушала все педагогические советы, которые обсуждали у нас дома.

Про педагогику я знаю очень много: знаю плюсы и минусы классической системы и других систем, понимаю, что сейчас, для того чтобы дать нашим детям, новому поколению (а это совершенно другие дети), хорошее образование, хороший старт, чтобы они смогли быть здоровыми, счастливыми и полностью реализовать себя, нужно компилировать разные системы обучения. Образование и идея создания другой школы, новой школы, как раз и возрождается отсюда.

Как открывалась школа? Практически с нуля. Мы нашли помещение и пришли в пустые стены, где не было ничего. Когда мы зашли, посмотрели, то подумали: «А возможно ли, чтобы здесь реализовалась наша идея?» Сомнений было много, но мы просто начали делать: с маленького количества детей, практически в нулевых условиях. И потихонечку эти условия нарастали. Мы обживались, создавали разные творческие проекты, и, собственно, так «выросла» наша школа. Конечно, большие дела никогда не делаются в одиночку и та школа, которая есть сейчас, «Траектория Жизни», – это работа коллектива и команды.

Наша школа не создана для того, чтобы обогатиться. У нее другая система ценностей. Не было идеи заработать на том, чтобы создать школу, а если бы и была, то я считаю ее утопичной, потому что заработать на школе невозможно.

Мы нашу школу создавали не как коммерческую единицу, а как место, где детям может быть хорошо.  В нашей системе ценностей на первое место ставится ребенок. А когда на первом месте ребенок, то и вся система начинает работать по-другому.

В государственных школах все обеспечивается государством, и это классно. У нас такой возможности нет, потому что мы не согласны с теми правилами, программами, догмами и принципами,  которые диктует нам государственная форма образования. Если посмотреть в общем – мы делаем что-то другое, а значит, не имеем права рассчитывать на финансирование со стороны государства. Но если мы ставим во главу угла ребенка, то мы понимаем, что детям хочется дать лучшее.

Педагогов можно тоже подбирать по-разному. Можно подобрать преподавателя, которого устраивает среднестатистический заработок, а можно взять специалиста, который горит своим делом, живет им, который не может заснуть, пока не придумает, как объяснить вот этому ребенку вот такой-то материал, чтобы он понял, чтобы ему было интересно. Это совершенно другой настрой и другая обстановка.

Вы знаете, я не из Санкт-Петербурга, я из другого города. А в Санкт-Петербурге действительно очень много стереотипов. И стереотипы такие: есть в городе государственные школы и можно обучать детей там, а если школа частная, то она создана для того, чтобы заработать денег.

У нас другая идея. Мы создали школу для того, чтобы растить детей.


Сколько лет существует ваша школа? Планируете ли вы открывать филиалы?

– Наша школа существует уже третий год. Филиалы в образовании, как мне кажется, открыть невозможно, потому что очень много аспектов, которые сразу меняют систему. Вот у нас есть «Траектория жизни». Это уникальная школа, и такую же «Траекторию Жизни» в другом городе мы не откроем. Но мы можем открыть дружественную школу, которая будет очень похожа на нашу, у которой будет та же идеология, те же идеи и те же концептуальные основы, но она все равно получится другой.

Наталья, ваш лозунг«Больше, чем школа». Что вы этим хотите сказать?

– Мы хотим сказать, что обычно, когда рассматривают школу, у людей возникает мысль: «Ага, это место, куда ребенок будет ходить на уроки, научится читать, писать, получит основные академические знания, сдаст ОГЭ и ЕГЭ. На этом все».

А мы говорим о том, что детство – это уникальная пора, и на таком усеченном варианте школа не заканчивается. Идея нашей школы заключается в том, что, помимо тех программ, которые мы можем предложить ребенку для обучения, есть еще то, что мы можем не предусмотреть, но ребенку это нужно. И  когда ребенок становится на первое место и мы диагностируем его, смотрим его сильные и слабые стороны, потенциальные области, в которых он может быть успешным и которые ему действительно стоит развивать, то мы понимаем, что предложение от взрослых людей этому ребенку должно быть шире. И оно не должно ограничиваться только уроками. Там может быть и творчество, и современные направления, которых сейчас в школе нет. Для примера: блогинг, как работать с гаджетами, как правильно пользоваться поисковой системой. Это тоже навык, и он нужен, однако в школе его не дают.

Даже тот же самый спорт, например аэродинамический вид, – это уникальный спорт, где ребенок находится в условиях нестабильности: он тренируется владеть своим телом в этих условиях и у него развиваются определенные зоны мозга. А занятия музыкой способствуют тому, что обычный академический материал понят и воспринят ребенком совершенно по-другому.

Здесь очень важна интеграция спорта, дополнительного образования и основного академического образования. И вот эту интеграцию + современные компетенции, современные навыки нужно пристраивать в зависимости от конкретного ребенка. Здесь принципиальные различия. Массовая школа – это когда у нее есть свое предложение и ребенок должен подстроиться под это предложение. И если ты не подстраиваешься, значит, не соответствуешь этой школе. А можно перевернуть образование, когда не ребенок подстраивается под школу, а школа старается подстроиться под ребенка, рассматривая его как уникальную личность, которой нужна помощь и нужны определенные условия, чтобы она окрепла и стала очень сильной.

Расскажите, как можно попасть в вашу школу? Высокая ли конкуренция?

– В нашу школу можно позвонить и записаться на экскурсию или на гостевые дни. Самый удачный вариант, который я бы предложила родителям, – это прийти на экскурсию. Я с удовольствием встречу и пообщаюсь. Для начала приходите просто посмотреть и понять, подходит ли наша школа вам. Если в нашей школе  у вас появилось ощущение, что вам здесь хорошо, можем переходить к следующему этапу. Приводите своего ребенка к нам на несколько дней. Мы выстроим для него индивидуальное расписание, по которому предложим поучиться с нами три дня. В конце этих трех гостевых дней состоится беседа со всеми педагогами, которые встретились с ребенком. Преподаватели расскажут, что они увидели: если вдруг зафиксированы или выявлены какие-то дефициты, то расскажут об этом, если увидят сильные стороны – расскажут о них. Расскажут, как обстоят дела со знаниями, умениями, навыками, которые необходимы в этом возрасте. Расскажут, на что обратить внимание, и дадут рекомендации, с чего стоит начинать и с к чему стремиться.

А сколько человек в одном классе?

– В любом классе до восьми человек. Таким образом получается, что обучение можно выстроить более эффективно. Когда в классе пятнадцать – тридцать человек, то это все равно уже массовое образование: где-то можно подождать, пока другой ответит, где-то можно заняться своими делами и, по сути, выпасть из процесса обучения. А когда в классе восемь человек, ты постоянно находишься напротив учителя, и учитель постоянно проверяет, работаешь ты или нет, как ты работаешь.  Интенсивность самого занятия для ученика становится на несколько порядков выше. Получается то, что ребенок может сделать за это занятие, где в группе меньше детей, по сравнению с тем, что ребенок может сделать в обычных условиях, – это земля и небо. Когда такой более индивидуализированный подход и небольшое количество человек, то и качество образования становится лучше.

А какие в вашей школе есть направления?

– У нас много направлений, которые мы предлагаем и в которые мы верим и знаем, что они помогают максимальному раскрытию талантов ребенка. Их порядка 30: шахматы, программирование, язык искусства, культурология, литературный клуб и сочинительство, олимпиадная математика, ментальная арифметика и много других дисциплин, которые могут входить в индивидуальный учебный план для каждого ребенка.

А вот если приходят родители и говорят: «Наш ребенок очень силен в математике, хотим у вас развиваться именно в этом направлении». Вы учитываете желание родителей или апеллируете исключительно диагностированием, которое проводят в вашей школе специалисты?

– Мы всегда прислушиваемся и к родителям, и к ребенку. Когда ребенок попадает на гостевые дни, происходит многогранная диагностика по всем дисциплинам. Мы выявляем сильные и слабые стороны ребенка, даем рекомендации с точки зрения педагогов, педагогического коллектива и специалистов. Также в первый месяц мы обязательно берем стартовое интервью у родителей и выясняем, на что они обращают больше внимания, какие дисциплины считают приоритетными, как бы они хотели построить систему образования для своего ребенка. Мнение родителей для нас очень важно. Мы на него опираемся. Также мы учитываем мнение самого ребенка, потому что, после того как он познакомился с пространством, увидел, какие есть дисциплины, он может ответить на три главных вопроса, которые мы задаем: какие места тебе понравились, какие люди тебе понравились и какие виды деятельности тебе понравились? Из ответов на эти три вопроса мы составляем полную карту интересов ребенка. Это очень важно, потому что ребенку должно было интересно. Исходя из мнения ребенка, мнения родителей и рекомендаций педагогов, мы можем составить индивидуальный учебный план для конкретного ребенка.

А как проходят занятия в школе? По стандартному расписанию? Сколько дней в неделю?

– Да, наши дети обучаются пять дней в неделю, с понедельника по пятницу. Мы организовываем занятия и развития ребенка с 08.30 до 18.00. В этот промежуток времени, помимо классических занятий, входят еще и все творческие направления, развитие современных компетенций. Очень много времени отводится на командную работу и спортивное направление. Получается, что, помимо школы, у ребенка есть профессиональный спорт и большое количество проектной деятельности.

Что сейчас больше всего волнует родителей? По каким критериям выбираются школы?

– Родителей всегда волнует качественное образование. Мыслящие родители хотят дать хороший старт, но при этом так, чтобы таланты ребенка раскрылись. Любящие родители, когда смотрят на своего ребенка, видят в нем уникального человека, у которого очень много талантов. И они правы. Наша задача и задача педагогов тоже увидеть эти таланты и сделать так, чтобы они раскрылись. Родители хотят, чтобы ребенок на выпуске из школы был счастливым, здоровым, самодостаточным, уверенным в себе, имел мечту, знал, как ее воплотить, и двигался в жизни смело.

Раньше главной функцией школы было дать образование, а сейчас?

– Не навредить. Вы понимаете, дать образование можно по-разному. Можно заставить наизусть выучить «Войну и мир», но толку от этого? Можно заставить выучить 35 книг, но опять-таки, какой толк от этого? Мы знаем, что знания, которые не нужны, которые человек не применяет, теряют свою актуальность, и мозг их забывает. Так работает память. Тогда зачем давать большое количество знаний, которые ребенок все равно забудет и никогда не будет их применять. Мы просто потратим часы детства на это.

С какими сложностями сталкиваются сегодня частные школы, что препятствует их развитию?

– Вы знаете, препятствует развитию чаще всего собственная глупость (смеется).

Многие пишут, что ваша школа в своем роде уникальна. А чем ваша школа отличается от других частных школ?

– Наша школа уникальна тем, что не ребенок для школы, а школа для ребенка. Она уникальна тем, что мы стараемся выстроить все силы педагогов, тренеров, инструкторов, тьюторов, наставников, для того чтобы помочь и создать нужные условия для взращивания определенной личности и конкретного ребенка. Мы ориентируемся на ребенка. Весь образовательный процесс развития строится от конкретного профиля ребенка.

У школ есть программа, под которую дети должны подстроиться. В этом наше различие.

Как вы относитесь к молодым педагогам? Что они привносят в процесс обучения? И есть ли в вашем коллективе молодые специалисты?

– Да, молодых педагогов мы очень любим. Молодежь – это всегда хорошо. Те молодые люди, которые выбрали для себя область образования, любят работать, общаться с детьми, горят этим и готовы делиться лайфхаками. Это здорово. Самое главное – это горящие глаза, энергия и желание. Но! Есть некоторые области, в которых очень важен опыт и важны опытные педагоги. Грамотное сочетание в коллективе молодых специалистов и опытных педагогов – залог успеха.

Каково, на ваш взгляд, самое главное достижение на сегодняшний день?

– Мне греет душу, что педагоги и дети счастливы. Когда я вижу вдохновленных педагогов, которые приходят в школу в свой выходной не потому, что им нечем заняться, а потому, что им настолько хорошо в школе, что они готовы приходить даже в свободное время и заниматься каким-то интересным видом деятельности.

Дети приходят в школу каждое утро с радостью, я это вижу и чувствую. И вижу, насколько та среда, которую мы формируем, получилась комфортной для людей. Им нравится там, и это самое главное. Когда вокруг тебя счастливые люди, что еще нужно от жизни?


ллллл.PNG
аааааа.PNG


Автор: Ксения Ваулина
Следующая новость #бананотперекрестка | итоги розыгрыша на Family Day Подробнее
Яндекс.Метрика